Роскадастр по Тамбовской области
Участок на берегу реки – привлекательное место для строительства дома или дачи. Однако притягивающий своей красотой и успокаивающим эффектом природный водоем – это еще и объект повышенного внимания не только со стороны общественности, но и надзорных органов. На что следует обратить внимание, приобретая участок на берегу реки, рассказала начальник отдела ведения реестра границ филиала ППК «Роскадастр» по Тамбовской области Елена Подхватилина.
Водный кодекс Российской Федерации значительно ограничивает возможности собственников участков у водоемов, поскольку такие участки попадают в зоны с особым режимом использования территорий: береговую полосу и водоохранную зону. Чем ближе участок расположен к воде, тем больше ограничений накладывается на собственников и пользователей.
Границей любого водного объекта принято считать береговую линию. Вдоль береговой линии проходит узкая полоса земли – береговая полоса, предназначенная для общего пользования. На ней не должно быть заграждений, мешающих проходу людей. Ширина общедоступного берега – от 5 до 20 м в зависимости от размеров водоема. Законодательство запрещает приватизацию (покупку у государства) и аренду участков, а также возведение на береговой полосе каких-либо строений.
Водоохранная зона – это территория, примыкающая к береговой линии водного объекта. На ней устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности для предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы с более жесткими ограничениями.
Ширина водоохранной зоны зависит от протяженности, категории водного объекта и уклона берега. Так, у ручья длиной меньше 10 км водоохранная зона составляет 50 м, а у реки протяженностью от 50 км водоохранная зона – до 200 м.
Строительство дома в водоохранной зоне не запрещено, но необходимо соблюдать все требования законодательства. Жилой или садовый дом нужно обязательно оборудовать сооружениями, которые будут защищать водный объект от загрязнения (канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды и т.д.).
Не все участки водоохранной зоны пригодны для индивидуального жилищного строительства. Исключениями являются случаи, когда открытый водоем является источником питьевой воды, и возле него установлена зона санитарной охраны.
Отсутствие на местности информационных знаков не отменяет специальный режим хозяйственной деятельности в границах водоохранных зон и не исключает ограничений, накладываемых на земельные участки и объекты недвижимости.
По состоянию на 1 сентября 2025 года в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) Тамбовской области внесены сведения о 43 границах водоохранных зон. Приобретая участок для строительства в такой зоне, важно проверять ограничения его использования.
Под невостребованными понимаются земельные доли, которыми собственник не распоряжается в течение трех и более лет подряд, либо если о таком собственнике отсутствуют какие-либо сведения, при этом права на указанную земельную долю не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
До 1 января 2025 года органы местного самоуправления обращались в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли для их последующего вовлечения в сельхозоборот (продажа, предоставление в аренду иным лицам).
С 2025 года порядок прекращения права частной собственности на невостребованные земельные доли участков сельскохозяйственного назначения изменился. Теперь лицо, чья земельная доля признана невостребованной, утрачивает право собственности на нее, а орган местного самоуправления приобретает право муниципальной собственности на эту земельную долю.
Орган местного самоуправления по месту расположения находящегося в долевой собственности земельного участка составляет список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.
Этот список опубликовывается в средствах массовой информации не менее чем за три месяца до проведения общего собрания собственников земельных долей и размещается на информационных щитах муниципального образования.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности. Это является основанием для исключения этих лиц и земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Исправленный список лиц утверждается на общем собрании собственников земельных долей. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности указанные в списке земельные доли признаются невостребованными.
Если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления утверждает такой список самостоятельно.
Собственники земельных долей имеют возможность оформить и добровольный отказ от права собственности на земельную долю и в силу закона право собственности на эту земельную долю и право распоряжения возникает у органа местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
Начальник юридического отдела филиала
ППК «Роскадастр» по Тамбовской области Эвелина Балыбина
Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ), формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства. В архиве ГФДЗ хранятся землеустроительные дела по межеванию земельных участков, которые были подготовлены до 2009 года, а также, карты (планы) объектов землеустройства, проекты внутрихозяйственного землеустройства, проекты перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, корректировки проектов, тематические карты и атласы состояния и использования земель и другие документы.
Правила передачи, приема и включения документации в ГФДЗ определены Приказом Росреестра от 14 февраля 2023 года № П/0036 «Об установлении порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, порядка создания и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также порядка их использования».
ГФДЗ пополняется за счет документов, передаваемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в результате проведения землеустройства. Указанные лица обязаны бесплатно в 30-дневный срок со дня утверждения либо со дня получения положительного решения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы документации передавать в фонд данных филиала ППК «Роскадастр» экземпляр документов.
Документы в электронном виде в форматах XML, PDF и (или) PDF/A с разрешением не менее 300 dpi вместе с сопроводительным письмом направляются в филиал Компании, в ведении которого находится территория объекта землеустройства. Пакет документов и письмо должны быть подписаны усиленной электронной подписью.
При приеме документации на электронных носителях должностное лицо филиала Роскадастра проверяет физическое состояние электронных носителей, читаемость записанной информации, наличие сопроводительного письма, электронных подписей, соответствия содержания электронных носителей перечню документов, указанному в письме.
Если пакет документов не прошел проверку, должностное лицо филиала Компании отказывает в приеме документов в фонд данных и направляет заявителю уведомление об отказе.
В результате положительного решения по результату проверки заявителям направляется соответствующее уведомление в течение одного рабочего дня, следующего за днем включения документации в фонд данных.
Так, за 2023-2024 годы в ГФДЗ филиала ППК «Роскадастр» по Тамбовской области было направлено и принято на хранение 12 землеустроительных дел по изменению описания границ муниципальных образований, части границ между субъектами Российской Федерации.
Территориальная зона – это участок территории муниципального образования, для которого установлены конкретные границы и градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости. Границы территориальных зон устанавливаются в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки территории (ПЗЗ).
В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Для каждой территориальной зоны градостроительный регламент определяет:
– виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
– предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
– ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Например, если по ПЗЗ участок попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами, то на нем нельзя строить многоэтажный многоквартирный дом и наоборот.
Важно, что каждый земельный участок должен располагаться только в одной территориальной зоне, за исключением земельного участка, границы которого в соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон.
Сведения о границах территориальных зон являются частью реестра границ и подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Региональный Роскадастр совместно с Министерством градостроительства и архитектуры Тамбовской области проводит мероприятия, направленные на обеспечение наполнения реестра недвижимости сведениями о границах территориальных зон. На 1 сентября текущего года в ЕГРН внесены сведения о 2491 территориальной зоне Тамбовской области – 100 % от их общего количества.
Прежде чем начать строительство на своем земельном участке, рекомендуется заранее поинтересоваться возможностью такого строительства, ознакомившись, в том числе со сведениями о территориальных зонах.
С 2021 года у физических и юридических лиц, чьи права и обязанности затрагивает кадастровая стоимость, появилась возможность установления у объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной.
Для того чтобы установить рыночную стоимость недвижимости, нужно (в период с даты постановки до даты снятия объекта недвижимости с кадастрового учёта) обратиться в Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (ЦОКСОН) с соответствующим заявлением и пакетом документов.
Заявление может быть подано лично, почтовым отправлением или электронно, включая портал Госуслуг (форма заявления утверждена Приказом Росреестра от 6 августа 2020 года № П/0287). К заявлению должен быть приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный в электронном виде. Если заявление подается представителем заявителя, то необходимо предоставить доверенность, удостоверенную в соответствии с законодательством РФ.
Важно соблюсти сроки подачи такого заявления: в течение шести месяцев с даты проведения рыночной оценки объекта недвижимости.
Для заявителя удобным является то, что после подачи документов в ЦОКСОН, ему больше не нужно никуда обращаться – учреждение после принятия решения самостоятельно направляет документы в Управление Росреестра по Тамбовской области для опубликования сведений в Фонде данных государственной кадастровой оценки посредством портала «Национальная система пространственных данных». Далее рыночная стоимость вносится в Единый государственный реестр недвижимости.
При установлении кадастровой стоимости в размере рыночной важной является дата подачи заявления, поскольку рыночная стоимость будет применяться с 1 января года, в котором в ЦОКСОН подано соответствующее заявление, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учёт и не ранее даты начала применения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Таким образом, заинтересованным лицам необходимо следить за изменением кадастровой стоимости своей недвижимости для своевременного установления рыночной стоимости в случае необходимости.
Начальник отдела кадастровой стоимости
филиала ППК «Роскадастр»
по Тамбовской области Марина Белевитина
Основная цель работы с обращениями граждан – это защита прав и законных интересов обратившихся лиц, поэтому своевременное и исчерпывающее рассмотрение обращений является одной из основных задач филиала ППК «Роскадастр» по Тамбовской области.
Под обращением гражданина понимается письменное или устное предложение, заявление или жалоба, направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
С 30 марта 2025 года вступили в силу изменения в Федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» – теперь электронные обращения граждан приниматься к рассмотрению только при условии подачи их через портал Госуслуг, официальные сайты органов власти или другие информационные системы, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию обратившихся лиц.
Если способ направления обращения противоречит требованиям Федерального закона № 59-ФЗ, указанные обращения не могут быть приняты, зарегистрированы и рассмотрены в предусмотренном законом порядке.
Так, законом не предусмотрено направление обращения на адрес электронной почты. В связи с этим при поступлении такого обращения от физического или юридического лица на официальный адрес электронной почты филиала ППК «Роскадастр» по Тамбовской области в ответ будет направлено сообщение с просьбой о направлении обращения посредством электронных сервисов, отвечающих требованиям федерального законодательства в части идентификации и аутентификации авторов обращений.
«Для того чтобы отправить обращение в электронном виде в региональный ППК «Роскадастр», необходимо воспользоваться сервисом платформы обратной связи «Открытая служба. Госуслуги. Решаем вместе». Удобный современный сервис позволит отслеживать ход рассмотрения обращения и ускорит получение ответов. Кроме того, для перехода на сайт можно воспользоваться QR-кодом», – отмечает начальник административного отдела филиала ППК «Роскадастр» по Тамбовской области Людмила Уварова.